Он научил меня многим важным вещам, Главные из которых ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ.
Папа и Бабушка. Лагерь Апетлён
Минчёнок Анатолий Васильевич (21 сентября 1939 - 9 мая 2020)
Базылюк Евгения Дмитриевна (24 декабря 1908 - весна 1983)
Я - дитя войны. Хотя, строго по факту, дети войны - мои родители. Мама - 1942 года рождения. Ее отец - сын работников «литвиновского МИДа», иудей по вероисповеданию, военный летчик, погиб в 1942 году во время выполнения боевого задания. Его дочь, моя мама Татьяна, родилась уже после того, как пришла «похоронка». Воспитал ее другой мужчина, чье отчество мама носит. Мой папа, 1939 года рождения, родился в шагаловском Витебске. Я - спустя 23 года после окончания войны. Почему же я считаю себя ребёнком войны? Меня воспитал человек, которого воспитала жизнь в немецкой оккупации и последующий плен в фашистском концлагере «системы Маутхаузена». Что он вынес оттуда? Любовь. К жизни. И страх перед овчарками. Я боюсь тех же самых вещей, что и мой отец, который ушел из жизни тогда, когда я писал этот рассказ, вечером прошедшего 9 мая. И этот рассказ - мой невольный маленький памятник.
Когда деталей не знаешь, красиво получается. Всего два факта - совсем "парад", а когда детали - некрасиво. И больно. И как-то не хвастается. Здесь фотография моей Бабушки - Базылюк Евгении Дмитриевны и Папы - Анатолия Васильевича Минчёнка через шесть лет после трудового лагеря Апетлён для женщин с детьми в системе концентрационных лагерей Маутхаузен в Австрии.
В начале 1944 году их угнали из Витебска.
Пришли полицаи. А почему пришли? Немецкие офицеры, что были на постое в доме бабушки, исчезли. Два железнодорожника, которые любили горевать, глядя на моего Папу, по своим малолетним сыновьям, оставленным дома в Германии, не вернулись из размонтировки железнодорожного моста. Своим «постоем» они невольно охраняли Бабушку. А когда их убили, пришли полицаи, рейху требовалась рабочая сила: славяне, иудеи, цыгане… За вдову с малолетним сыном никто мстить не хотел: ни партизаны, ни ангелы. Хотя ангелы могли бы, но это потом... Всех, кого можно было безнаказанно забирать - забирали. Так моя Бабушка с Папой оказались на территории "Пятого полка".
За колючей проволокой их держали несколько суток. "Пятый полк" был в Витебске местом проклятым. Люди сходили там с ума, не вынося страха ожидания. Одна женщина, что сидела рядом с моим Папой, вдруг вскочила и начала петь какую-то революционную песню, тронувшись умом. Охранник с места пульнул. Пуля просвистела прямо у Толика над ухом. Сантиметр - и меня бы не было. А та женщина упала. С простреленной грудью. На третьи сутки всех рассортировали. Женщин с детьми до семи лет в одну сторону, мужчин и мальчиков постарше в другую. Товарные вагоны, вонь, пот, стоны, холод и дорога. Дней пять везли. Кто-то в вагонах умирал. Их выкидывали на стоянках. Прямо под откос.


Звали бабушку Женю диагностировать смерть узников, не выдержавших давку, духоту, ад. Она была акушером-гинекологом. Во время оккупации работала в Витебске в «русском госпитале». Когда витебский роддом с началом войны эвакуировали, ей просто не хватило квоты "на тыл". Забрали кто пошустрее из коллег-начальников для своих родных. Это была школа выживания. По такому же принципу и полицаи поступали. Если заступиться было некому - забирали. Были семьи, где спасал слух, что отец семейства в партизанах. Из таких домов баб с детьми, как правило, не забирали. Кому нужна медсестра с ребёнком?

Моя Бабушка была вдовой. Дедушка Василий Демьянович Минчёнок, преподаватель физики и математики, погиб в 1939 году под трамваем в районе Смоленского рынка в Витебске, спасая чужую, незнакомую девочку, побежавшую за своим мячом. Девчушку Бабушкин муж оттолкнул, а сам попал под трамвайные колеса. Пополам. Бабушка тогда была на шестом месяце беременности. Когда ей принесли страшную весть, рот зажала... А ребёнка своего - моего Папу - спасла.

Родила. Потом война. Эвакуация.
Дальше знаете. "Квоты" не хватило. Пришли немцы, следом полицаи, и началась другая жизнь. Как выжить - это отдельная история.

В итоге - товарняк и полтора года в лагере, неподалёку от того места, где был генерал Карбышев. Каждый день мог стать последним. Или для Папы, или для Бабушки. Когда женщин угоняли в поля, лагерные ворота не запирали. Начальство не боялось, что дети убегут. По территории бегали овчарки, их с цепей спускали. Зверюги гонялись за детьми. Кого-то загрызали. Это отдельная история. Одну овчарку папа прикормил. Я об этом когда-нибудь напишу. Сознание моего Папы, вот что значит ребёнок, сохранило другое. Зимнее время. Но не холодно, а невероятно красиво. А что красивого? В воздухе как по волшебству, из ниоткуда, появлялись яркие блёстки. И гул самолётов. Утробный. Налетали американские бомбардировщики. Небо просыпалось на землю ослепительной фольгой - настоящее рождественское чудо. Фольга падала бесконечно… Малые дети бегали по плацу, подпрыгивали, кто больше поймает. Американские самолёты сбрасывали фантики. Фольга выводила из строя немецкие локаторы. Экраны засвечивались миллиардами падающих стружек, и американские бомбардировщики исчезали с радаров. Учебник физики или чудо в аду.

Второе развлечение моего Папы было смотреть на гигантскую машину, которая подъезжала каждый день к выгребной яме и шлангом отсасывала зловонную жижу. Заключённые ассенизаторы сноровисто орудовали шлангом, а папа, как заворожённый, следил за гигантской брезентовой трубой, которая как питон все в себя всасывала. Мамин крик: "Что ты делаешь, дерьмом пропахнешь", заканчивал чудо.

На Пасху и Рождество начальство отпускало женщин с детьми побираться по окрестным сёлам. Коменданты не боялись, что бабы убегут. Местные тут же бы донесли... Кстати, никаких полосатых роб у заключённых не было. В "трудовых" носили то, в чем угнали.



Самая большая сенсация, эта найденная мной фотография в старой бабушкиной сумочке. Такие фотографии делали по приказу Геббельса для «Международного Красного Креста», чтобы опровергнуть слухи о том, что в гитлеровских трудовых лагерях женщин и детей уничтожают. Я нашёл эту уникальную фотографию. Её делала геббельсовская компания «Реальное фотография» - «Echte Fotografie». На ней женщины - узницы трудового лагеря, стоят со своими детьми у входа в административное здание лагеря. Где-то среди них моя Бабушка и Папа. Маленькая деталь страшной истории Холокоста. ­​
Так было до начала апреля 45-ого года.
Последние мартовские дни женщин с детьми (чего раньше не было) просто отправляли на работу без охраны. Они приходили в пустое поле, стояли там до вечера, что делать - никто не знал, в сумерках возвращались обратно. Никто не мог понять, почему? Почему не дают задания, почему не сопровождают? Только потом Бабушка узнала, что все три дня в лагерь приезжала зондеркоманда, расстреливать, как скажут потом в Нюрнберге, "свидетелей преступлений нацизма". Комендант лагеря, рискуя своей жизнью, отправлял узниц с детьми на несуществующие работы. Были и такие герои среди немцев. Жаль, я забыл его фамилию. Бабушка помнила. Офицер из разряда "Шиндлера". Искать польских, русских, белорусских, еврейских баб с детьми по полям эсэсовцам приказа не было. Так минуло четыре дня. Наступило 2 апреля. И вдруг со всех сторон гул. Не с неба. С земли. Перед воротами появляются танки. А на танках красные звезды. Сломанные ворота. С танковых башен сыпятся солдатики, хватают баб… И слезы, крики, почему-то все спрашивают, как кого зовут. Эйфория. Бабушка запомнила, как семеро красноармейцев тащат из дома коменданта лагеря белый рояль. Прямо на чёрный от грязи плац. Потом крик: "Кто играть умеет?" Почему-то из толпы вышла только моя бабушка. Не испугалась признаться, что умеет. Откуда?


Ее мама в детстве учила. В польском фальварке. Потом мама умерла, наступила революция. После 1924 года СССР установил границы с Польшей. Маленькую Женю разлучили с отцом. Дмитрий Казимирович остался под Люблином с новой семьёй. Жизнь разделила семью Базылюков - Круцевичей на два. А Бабушка играть не перестала. Потом поступление на отделение акушерства в мед.техникум. И снова занятия на фортепиано.

В День освобождения на крик: "Кто играет?" бабушка вышла из толпы, села на круглый стул, что притащили из комендантского дома, дотронулась пальцами до клавиш. А пальцы - не слушаются. Слово ладони из заржавевшего железа. Единственно, что можно сыграть такими крюками - "собачий вальс". Помните?! Бабушка подняла руки и опустила. А в ответ музыка полилась. Прямо с неба. И из-под пальцев. Но звук глох. За три метра уже было почти не слышно. Акустика. Но это никого не остановило. Танкисты и пехотинцы, сколько их было, порасхватали женщин, разбились по парам. Кому из узниц не хватило солдатика, обнимали друг друга, и танцевали, неловко раскачиваясь, переминаясь с ноги на ногу. Это был их самый торжественный танец. С мокрыми от слез щеками. По краям «пляца» звука было вообще не слыхать, но солдаты, узницы, и их малолетние дети, танцевали в тишине. А мой папа смотрел на них и не понимал, почему они смеются и плачут. "Собачий вальс" гремел в их душе, потому что это был "Вальс Победы". Один раз только он прервался... Мимо баб потащили того самого коменданта лагеря. На расстрел. Бабы заголосили, бросились к солдатам, облепили... Вырвали окровавленного полковника из солдатских рук. "Он нам жизнь спас". А что за выстрелы были потом за пределами лагеря, уже никто не интересовался. На третий день приехали "особисты". Стали рыться в лагерной бухгалтерии. Кто и как работал. Проверяли на верность Сталину. Кто работал хорошо, выходил пособником нацистов. Стоял на выходе из лагеря барак, куда баб с детьми загоняли на разговор с «особистами». Как бабушка рассказывала: после того разговора узников поджидали две двери: одна налево, другая - направо. Одни ехали по домам, другие - в Сибирь, за сотрудничество с немцами.

Это не парадная история нашей любви и ненависти, нашей подозрительности и грехов. Но эта история освобождения. Её детали неудобны для нашей памяти. О концлагерях мало пишут, предпочитают - не писать. Детали картину портят. Ведь все, кто туда попадал, потом несли клеймо "предателей" очень долго.
Анатолий Минчёнок. 2 "А" класс, школа №56
Витебск, 1947

Шли годы. Родился я с братом. Когда встал вопрос, чему нас учить, бабушка
сказала коротко: "Обоим внукам играть на пианино". Так я стал играть. Потом -
писать для театра. Долгие годы не понимал, почему мои пьесы в основном про
музыку, а ещё точнее, про вальсы. Может быть потому, что в детстве, днём, когда
родители были на работе, бабушка садилась за пианино и играла для меня... Всегда одно и
то же, негнущимися пальцами. Малый, я не мог понять, почему одно и то же,
почему плачет и смеётся. А потом узнал - это был тот самый вальс - «Собачий». На три аккорда. Но он не был простым для исполнения. Требовалось мужество. Потому что за тремя аккордами всегда всплывало что-то другое. Какая-то тайна. Когда мне исполнилось четырнадцать, Бабушка рассказала «какая». И про «вальс», и про танкистов, и про звук, который глох, и безмолвные пары…

Когда мой Папа незадолго до этого 9 мая попал в больницу, в дом ему принесли Медаль за Победу. Сказали, он своим детским горем победу приблизил, так же как и моя Бабушка, давшая жизнь тысячам витебских детей. Папа не узнал про эту медаль, хотя я ему говорил. Может быть, не услышал. Но я горжусь им. Карантин наложил отпечаток на многое. Моего старшего брата не пустили к отцу проститься. Сказали: «Пусть сначала умрёт, тогда пропустим. Постановление». Папа и об этом не узнал. Я не сказал. Зато я постоянно слышу внутри себя тот бабушкин «Собачий вальс», который стал для меня «вальсом Освобождения". И иногда вспоминаю про двери: "налево" и "направо"… Хотя про "двери" чаще вспоминает сердце. Не может забыть, и боится повторения.

Текст: Дмитрий Минчёнок.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website